Лошадь — это животное, которое человек приручил издавна для того, чтобы облегчить свою жизнь. Специалисты утверждают, что человек одомашнил это животное более 6000 лет назад. На протяжении многих веков лошадь исправно служила человеку в разных видах деятельности: в хозяйстве, в военной отрасли, а также в качестве транспорта.
Изображение лошади находило своё применение в искусстве. С некоторыми видами можно ознакомиться лишь на древних картинах.
На протяжении столетий человек выводил новые породы коней, выполняющих строго определённые задачи. Характеристики стали группировать не только по климатической принадлежности, но и по физиологическим данным.
Развитие технического прогресса заставило многие виды лошадей исчезнуть. Но неравнодушные животноводы стараются не допускать подобных явлений и трудятся над разведением конных пород.
Самыми крупными лошадьми в мире считаются тяжеловозы. К ним относится и шайр (английский тяжеловоз). Представители породы достигают двух метров в холке. Это могут быть жирные кони или выносливые тяжеловозы. Впрочем, не всегда это самая толстая лошадь, но часто самая тяжёлая. Шайр считается самой крупной породой лошадей.
Исторические данные
Первые сообщения о сильных могучих конях относятся к XI веку. Чтобы вывести поколение выносливых лошадей, местных представителей скрещивали с фризскими и фландрскими. Бельгийский тяжеловоз сыграл немалую роль в появлении шайра.
Также рекомендуем прочитать:
Зебра: белая в черную полосу, или черная в белую полосу? Анатомия лошади: строение скелета, количество костей, череп Бег лошади: особенности исполнения и виды аллюров Что предпочитают и любят есть лошади
Власти издавали указы, не разрешающие разведение пород с ростом менее 154 см. Чтобы увеличить рост, рекомендовали шайров скрещивать с другими крупными конными представителями. Например, с бельгийскими. Впрочем, бельгийские породы немного уступают шайрам в росте и весе.
Королева Елизавета в XVI веке также была заинтересована в увеличении численности тяжеловозных лошадей. За оптимальными параметрами породы осуществлялся строгий контроль.
В 1878 году появились данные о родоначальнике породы по кличке Слепая Лошадь. Было ли животное действительно слепым, сегодня уже неизвестно. В это же время было образовано общество разведения шайров, разработаны параметры породы, шайр стал участвовать в выставках.
Название «шайр» появилось не сразу. Сначала породу называли «великой лошадью». Потом лошадей называли староанглийскими. В XVIII веке закрепилось название «шайр».
Шайры. Лошади породы шайр
Шайр (Shire horse) — порода английских лошадей-тяжеловозов. Шайры являются потомками средневековых военных лошадей Great Horse (впоследствии переименованные в English Black). Название «black», по мнению ряда историков, дал Оливер Кромвель, и первоначально оно относилось к лошадям породы фриз, имеющих вороную масть. Порода шайр была выведена посредством скрещивания фризских и импортированных фландских коней с местными кобылами. Изначально шайры были исключительно военными лошадьми, и лишь некоторое время спустя стали использоваться в качестве тяжелоупряжных и обычных коней.
Внешние признаки породы
Шайры, несмотря на свое древнее происхождение, в большинстве своем, не совсем однородны. Некоторые лошади необычайного веса и размера годны только для неспешной езды шагом, а другие, складные и крупные скакуны подходят уже и в воз, и в плуг. Пропорционально развитые части тела — важная особенность данной породы. Широкая спина и грудь, такой же крестец обеспечивают недюжинную силу и выносливость шайров. Эти лошади прочно держат тело и отменно питаются.Разнообразием отличается и масть шайров.
Основные характеристики породы
Происхождение: Великобритания.
Масть: вороная, гнедая, рыжая, серая.
Рост в холке: 1,65 — 1,80 м.
Использование: тяжелая упряжка.
Особенности: самые сильные, крупные и тяжелые лошади.
Рыжие, серые, гнедые, вороные — лошади на любой вкус. Для шайров типична и былые чулки (как правило, на задних ногах), и лысина на голове.
Шайр серой масти с роскошной гривой
К недостаткам породы можно отнести сильную фризистость, сырость, не всегда достаточную приземистость. Впрочем, все эти недостатки, вероятнее всего, в ближайшем будущем исчезнут, потому как особи, для которых характерны перечисленные выше пороки, ценятся меньше, и селекционеры усиленно работают над устранением данной проблемы. В настоящее время в Англии пользуется популярностью скрещивание шайров с чистокровными кобылами, в результате которого рождаются пригодные упряжные племенные лошади.
В начале 50-х годов ХХ века шайры скрещивались с клейдесдалями, в результате чего приобрели густые шелковистые фризы на ногах. Данное скрещивание было проведено с целью решения проблема с мокрецами и лошадей старого типа. На передних ногах фризы растут от запястья вокруг всей ноги, а на задних — начиная от скакательного сустава. В настоящее время на рынке востребованы лошади с отметинами белого цвета на ногах.
Особенности характера и нрава
Лошади породы шайр отличаются спокойным и уравновешенным темпераментом. Легкость в управлении — одна из важных особенностей и преимуществ данной породы. Благодаря этому, шайров часто используют для скрещивания с другими лошадьми, чтобы в итоге получить послушных жеребят.
История породы
Лошади шайрской породы были выведены в XVIII столетии в Англии посредством многоэтапного скрещивания фламандских и голландских жеребцов с местными кобылами. В то время шайры разводились на всей территории Англии, в частности, в Норфолке, Линкольне, Хантингтоне, Кембридже, Дерби, Ноттингеме и др. По дошедшей до нас информации, в те времена шайров называли «Староанглийская вороная», «Великачя лошадь», «Линкольнширский гигант», «Шайр». В зависимости от места происхождения, между лошадьми внутри породы существовали некоторые различия.
Родоначальников современных шайров считается жеребец по кличке Packington Blind Horse (Слепая Лошадь из Пэкингтона). Он проживал в период с 1755 по 1770 гг. в небольшой деревне под названием Пэкингтон. Была ли лошадь слепой — к сожалению, достоверность данного факта подтверждена не была. Но именно Packington Blind Horse записана первой лошадью шайрской породы в Племенной книге шайров, вышедшей в 1878 году. В то время представителей данной породы еще называли «английскими упряжными» лошадьми, однако уже спустя 6 лет они окончательно стали шайрами.
Шайры на соревнованиях по вспахиванию поля.
Наши предки активно использовали шайров для тяжелых фермерских работ. По мере совершенствования дорог, появлялось все больше дилижансов, в связи с чем возрастала популярность и востребованность тяжеловозов. В то же время заводчик Роберт Бэйквилл скрестил шайров с фризами, чем значительно повлиял на дальнейшее развитие данной породы. После «вливания свежей крови» шайры стали более подвижными и гибкими, несмотря на свою массивность.
В XIX столетии лошади являлись основной рабочей силой в промышленности и сельском хозяйстве
В XIX столетии лошади являлись основной рабочей силой в промышленности и сельском хозяйстве, в особенности на железных дорогах и в доках. Для выполнения работ нужны были лошади с гигантской мускульной силой. Шайры работали на улицах городов и в доках. Нравы времени и потребности империи требовали поистине невероятной массивности и силы от лошадей, а также безукоризненного послушания. Шайрские лошади обладали всеми этими качествами. В то время они являлись самыми мощными и крупными тяжеловозами во всей Великобритании.
Средний рост в холке жеребцов шайрской породы — от 1,66 до 1,76 м. Мерины и кобылы несколько уступали по размерам. А лучшие представители породы достигали 1,85 м в холке. Вес шайров достигал 1,2 тонны. Жившие в XIX веке шайры имели длинную мускулистую шею, грубую большую голову с немного выпуклым профилем и широким лбом, бочкообразный корпус, низкую холку, мощные ноги, увенчанные прочными копытами.
Необычайная сила и высокий рост шайров позволили им установить несколько мировых рекордов. В частности, шайрские лошади — официальные рекордсмены по грузоподъемности. В апреле 1924 года на престижной выставке в Уэмбли 2 шайра были запряжены в динамометр и приложили силу порядка 50 тонн. Те же лошади в цуге, идущие по гранитной и к тому же скользкой мостовой сдвинули с места груз весом 18,5 тонн. Шайрский мерин по кличке Вулкан на той же выставке выполнил рывок, позволяющий сдвинуть с места груз весом 29,47 тонны.
Самсон — Самая большая в мире лошадь
Среди шайров рождались настоящие великаны. Например, в Англии в 1846 году появился на свет жеребенок необычайно крупного размера. Его назвали Самсоном — в честь библейского силача. А когда Самсон вырос, его рост в холке достиг уже 2,19 м, и жеребца переименовали в Мамонта. С этой кличкой он и вошел в мировую историю коневодства, как самая высокая из существовавших когда-либо лошадей.
Принимая во внимание высокую потребность в тяжеловозах для удовлетворения нужд постоянно развивающейся промышленности и армии (а в те времена, как мы помним, было немало войн), шайры получили широкое распространение на рубеже XIX и ХХ веков. А в 1878 году даже было создано Общество шайрской лошади, которое процветало до 30-х годов ХХ столетия, когда появились первые тракторы и другие плоды начавшегося технического прогресса. В 50-60х годах ХХ века число шайров, как и многих других лошадей, существенно уменьшилось, и над породой даже нависла реальная угроза исчезновения. Но несколько самоотверженных коневодов спасли шайров, и в дальнейшем порода вернула себе былую популярность. В 80-х годах ХХ столетия использовалось более 100 производителей и фиксировалось более 400 регистраций в год.
Шайр бегущий по снегу
Одной из причин возрождения былого интереса к шайрам стало появление премий для жеребцов. Финансовые средства для этого предоставлялись Обществом шайрской лошади из доходов скакового тотализатора и вручались на ежегодной выставке, проводимой в марте. Речь идет о сумме более 35 000 фунтов стерлингов. Еще одна причина роста популярности — увеличение рынков сбыта, в частности, за рубежом.
В настоящее время лошади шайрской породы активно используются пивоварами. Сегодня на улицах многих английских городов можно встретить стилизованную упряжку, развозящую бочки с пивом. Кроме того, шайров запрягают в фургоны и тележки для различных шоу и праздников. Принимают участие лошади шайрской породы и в соревнованиях по вспашке, а также состязаниях на силу тяги.
Породы лошадей
Внешние характеристики
Кони этой породы бывают трёх мастей:
- вороные;
- гнедые;
- серые.
Окрас может иметь немного белых пятен.
Рост жеребцов — от 173 см в холке и выше. Вес — от 900 кг. Грудная клетка — от 215 см. Передняя пясть — от 25 см. Пясть имеет округлую форму, сухожилия прощупываются.
Кобылы, кроме названных окрасов, могут быть чалыми. Белых пятен может быть больше, чем у жеребца. Рост кобылы — от 163 см.
История
Впервые понятие «лошадь-тяжеловоз» появилось много столетий назад, в эпоху Средневековья, когда была особенно сильна потребность в выведении коней, способных нести на себе воинов в тяжёлых латах. Именно они принимали участие в рыцарских турнирах и походах, и блестяще справлялись с этой важнейшей задачей. Кроме того, прекрасные и сильные животные, именуемые в те времена «дестриэ», сопровождали своих владельцев в походах и были им хорошими спутниками в перемещении на большие расстояния.
Какой средний вес у коня был в те времена? Предки современных тяжеловозов достигали массы в 800–1000 кг при росте до 200 см. Конечно, лошадь с такими габаритами не была способна успешно маневрировать или с лёгкостью брать барьеры. Кроме того, под нагрузкой дестриэ быстро утомлялись, и не могли обеспечить длительное движение вперёд так же успешно, как их более лёгкие «коллеги».
Современными потомками средневековых дестриэ считаются многие породы лошадей. Самые известные из них – бельгийские брабансоны, французские першероны и шайры, используемые в Великобритании. Именно английской породе тяжеловозов и принадлежит рекорд по массе и росту особи. Жеребец породы шайр, родившийся в далёком 1846 году, как зафиксировано, имел высоту в холке 220 см и весил более полутора тонн.
В России, из-за обилия пахотных угодий, сложилось собственное генеалогическое ответвление тяжеловозов. Формирование пород было начато на рубеже XIX и XX веков на базе местных упряжных лошадей и ввозимых из Бельгии арденов. Характерная дисгармоничность европейской разновидности тяжеловозов под влиянием селекционной работы была устранена. Выведенный тип лошадей отличался крепким, красивым сложением, впечатляющим экстерьером. Такой подход благотворно сказался на репутации будущей породы – она смогла завоевать не один приз на всемирных и международных выставках.
Особенности экстерьера
Порода лошадей шайр обладает и другими внешними особенностями. У её представителей широкая голова и массивный лоб. Уши среднего размера. Шея недлинная, спина сильная, плечи отличаются мускулистостью. Круп широкий, хвост расположен высоко.
У шайров пушистая ниспадающая грива. Она может быть разной длины. Хозяева часто украшают питомца красивыми лентами либо делают оригинальные стрижки. Внешний вид гривы очень важен в любых соревнованиях. Обязательным признаком породы является наличие фризов на ногах, имеющих шелковистую густую структуру.
Породы шайр имеют несколько подразделений внутри своей породы:
- йоркширские шайры выносливее остальных и имеют более сухое телосложение;
- кембриджширские и линкольнширские носят более пушистые фризы.
История
Шайр – типично британская порода лошадей, даже ее название обозначает «графство», весьма распространенный в UK топоним. Тяжеловесы-гиганты, словно созданные для рыцарских походов, были известны давно. Но как порода шайры были зарегистрированы только в конце XVIII столетия, именно с этого времени ведется отсчет ее достижений и побед. В специальную племенную книгу и сегодня, более 140 лет спустя выхода первого экземпляра, заносятся только чистокровные животные – подтверждение производится с использованием ДНК-теста.
Родоначальником породы традиционно признается «Слепая лошадь Пакингтона», зарегистрированная в графстве Лестершир. Именно ее потомки в дальнейшем позволили сформировать костяк породы для разведения. Массивность, физическая сила, развитая мускулатура – вот признаки, по которым первые шайры попадали в селекционную работу. Популярность образованной породы была настолько высока, что общество упряжных лошадей включило ее наименование в свое официальное название. В США порода экспортировалась с середины XIX до первой половины XX века и была весьма популярна в качестве тяги для карет и экипажей. Но с популяризацией автомобильного транспорта и в Великобритании, и за ее пределами произошло существенное сокращение поголовья. Вместо миллиона особей, в племенном разведении остались тысячи, причем чистокровных животных было еще меньше. Сегодня американская популяция насчитывает около 2000 лошадей, в Британии их зарегистрировано около 1500.
Но такая малочисленность не мешает поклонникам породы устраивать ежегодное грандиозное Весеннее Шоу Шайров, на котором демонстрируются его лучшие представители. Стоит отметить, что современные лошади мало схожи со своими предками столетней давности. Во время возрождения поголовья в 60 годы XX века широко использовались кроссы с клейдесдалями, что привело к формированию более крепкого телосложения и изменило характер опушения волос на голени лошадей. Сегодня селекционерами активно используется замороженный семенной материал лучших производителей – таким образом, и австралийские, и европейские или североамериканские шайры могут иметь доступ к лучшим генетическим фондам современности. В России шайры были использованы в качестве племенного материала для выведения породы Владимирский тяжеловоз. В дальнейшем поголовье чистокровных коней не поддерживалось. И лишь сегодня распространение шайрской породы лошадей в России набирает обороты, появился интерес к ним у заводчиков, выращивающих лошадей как для упряжного использования, так и для скачек или пробегов.
Рекордсмены
Английский тяжеловоз является самой большой лошадью в мире. Порода по праву занимает самые высокие позиции по росту и весу. Рекордсменом породы является жеребец по кличке Мамонт из Бедфоршира, который имел рост 219 см и вес 1520 кг. Мамонт считается самым большим конём в мире.
Также известны самые крупные лошади: жеребцы Линкольн с весом 1345 кг и Малчесс с весом 1509 кг.
В наше время самая большая лошадь в Европе — это Крекер с ростом 198 см и весом более 1200 кг. Самая большая лошадь в мире на сегодняшний день — жеребец из Австралии по кличке Нодди с ростом 205 см. Нодди называют и самой высокой лошадью в мире.
История возникновения
Родоначальниками породы еще в XV в. стали цыганские кони. Эти животные отличались неприхотливостью и выносливостью, а в суровых условиях кочевой жизни выживали только сильные жеребята. При появлении цыган на Британских островах их лошади причудливо смешивались с местными породами: уэльскими пони и шайрами, клейдесдалями и другими типами упряжных коней. Народная селекция отбирала способных к упряжной работе представителей в течение нескольких сотен лет.
Особенность масти лошадей объясняют склонностью цыган скупать бракованных из-за пестрой окраски коней других пород. Их не брали даже в кавалерию, т. к. пегий окрас считался «коровьим», и пятнистых лошадей можно было купить достаточно дешево. Но окраска шерсти не влияет на рабочие качества коней. Сохраняя пежины в течение поколений, цыганские упряжные кони постепенно достигли сочетания привлекательного внешнего вида и большой физической силы.
После Второй мировой войны началась планомерная селекция породы, официально зарегистрированной как ирландский коб. Тинкерами и джипси этих лошадей называют в Европе и Америке, подчеркивая цыганские корни мощных и красивых животных.
Племенные книги ведутся с 1996 г., когда был обозначен первый производитель, племенной жеребец Кушти Бок. Сейчас породу разводят не только в Великобритании и Ирландии, но и в США, а также в Германии и Голландии.
Уход
Особенности ухода за шайром мало отличаются от таковых для других пород. Животное крупного размера и нуждается в большом количестве корма. Шайру необходимо до 17 кг сена и травы в сутки. Рекордсмены поглощают более 25 кг корма в сутки.
Концентрированные подкормки нежелательны, подкормки для роста не используются. Можно давать жмых и муку из травы, около 7 кг в сутки. В рацион добавляют морковь, свёклу, яблоки. Не стоит забывать и о чистой воде.
Обязателен уход за гривой и хвостом, а также за фризами. Лошадиную шевелюру моют специальными шампунями и вычёсывают. Чтобы грива не путалась, её заплетают в косы.
Важно поддержание чистоты в стойле, сухость подстилки. При недостаточной сухости животное может страдать мокрецами — особой формой дерматита. Для предотвращения заболевания ноги тяжеловозам после мытья и сушки посыпают опилками.
Лошади важно вести подвижный образ жизни с ежедневными прогулками.
Шайр — элегантный гигант в упряжке
Шайр – одна из самых крупных пород лошадей в мире, которая гордо носит название «гиганта с мохнатыми ногами». И, правда, внешность этих коней незабываема: большие розовые носы с длинными усами, пушистая грива и хвост, густые белые щетки на ногах. Все это делает шайров одними из самых нарядных лошадей для конных экипажей. За границей без них не обходится ни одно шоу или праздник. На шайрских скакунах в Великобритании во время торжественных церемоний и парадов ездят барабанщики придворной кавалерии королевы.
История происхождения
Родиной шайров являются центральные графства Англии, а именно Дербишир, Линкольншир, Лестершир и Стаффордшир. Даже само название породы переводится, как «графство», то есть, лошади из центральных графств. Это название скакунам дал король Генрих VIII в 1884 году. Что касается даты возникновения породы, то она теряется в исторических событиях Англии. Официально известно, что сформировалась она около 200-300 лет назад, хотя еще в I веке н. э. были первые упоминания об английских очень крупных и массивных лошадях. Как оказывается, тогдашние гиганты и в подметки не годились нынешним шайрам.
Первыми предками шайров называют рыцарских лошадей Средневековья, которые могли везти груз свыше 200 килограмм. Для последующего усовершенствования крупных коней в Англию были привезены из многих европейских стран, в частности из Голландии и Фландрии. На их основе был создан новый тип упряжной лошади, способной везти груз более трех тон. Чуть позже к новым крупным коням была прилита , что немного облагородило их внешний вид. Уже в 17 веке получили отдельное название «крупные вороные», так как большинство из них были именно вороной масти – наследие фламандских лошадей.
Второе название, что и стало в последующем основой для нынешнего, «крупным присвоили после совершенствования породы Робертом Бейквеллим. Он проделал огромную работу по улучшению английских лошадей графства Лестершир с помощью фламандских маток. Уже в 19 веке шайры были самой популярной породой тяжелых , которые вызвали огромный интерес у всего мира. В Америке на рубеже веков шайры отодвинули на второй план некогда самую популярную здешнюю тяжеловозную .
Экстерьер
Шайры – это крупные упряжные лошади ростом в холке от 165 до 178 см. Однако даже не рост является визитной карточкой породы, а их пышные щетки на ногах. Судя по историческим данным еще первые предки «великих вороных» коней имели большую оброслость ног. Однако тогда фризы на ногах были густые и жесткие, что часто становилось причиной мокрецов и болезней копыт. В последующем селекционерам удалось изменить свойства волос шайров, поэтому теперь у них мягкие и струящиеся.
Среди самых характерных черт шайров отмечается:
- сухая крупная голова с горбоносым профилем и выразительными большими глазами;
- длинные хорошо выраженные уши;
- довольно длинная слегка выгнутая шея;
- короткая мускулистая спина;
- наклонный мускулистый круп с низкоопущенными бедрами;
- объемные сильные ноги с плоскими сухожилиями;
- пышная грива и хвост.
Масть у шайров преимущественно вороная, серая, редко бурая.
Использование
Лошади породы шайр стали неотъемлемой частью Великобритании. Такие качества этих гигантов как выносливость, неприхотливость, послушность и добрый нрав незаменимы при работе в сельском хозяйстве и в запряжке в экипаж. Их используют при вспашке земли, на лесоповале, запрягают в праздничные фургоны и телеги пивоваров. Этих лошадей часто можно увидеть на ярмарках, на коротких городских маршрутах. Традиционно на праздниках шайрам заплетают гриву и хвост, красиво украшают упряжь. Как это выглядит, смотрите на фото и видео (Yana Khromova).
Сила и красота
Гармоничное телосложение и мощь животного в настоящее время можно оценить только на выставках и соревнованиях. Те области, для которых изначально были выведены шайры, целиком обслуживают мощные машины, а тяжеловозам осталось лишь украшать собой различные шоу. Благодаря этой новой задаче, экстерьер лошади стал немного иным: больше внимания уделяется складности телосложения и масти животного.
Стандартное описание породы напрямую указывает на предназначение этих коней — тяжелая упряжка. Выведенная в середине XII века порода лошадей шайр с успехом использовалась в сельском хозяйстве, в перевозках грузов и военных операциях того времени. На их долю доставалась самая тяжелая работа по вспашке полей, перевозке тяжелых всадников в латах, а позже и передвижению орудий на позиции. Со временем, по мере появления дорог, соединяющих города, шайров стали использовать и для упряжки в дилижансы при перевозках людей и почты на дальние расстояния.
Для лошади породы шайр характерна широкая грудь и спина, очень развитый крестец. Незнакомый с породой человек может даже решить, что это толстый, жирный конь. В отличие от многих спортивных пород английские тяжеловозы отличаются хорошей упитанностью. Это одно из основных требований к выставочным животным.
Гармоничное телосложение и мощь животного в настоящее время можно оценить только на выставках и соревнованиях
Характерной особенностью, приобретенной в ходе селекционных работ от привозных фламандских (бельгийских) и фризских жеребцов, стали длинные волосы в нижней части ног (фризы). Наиболее часто встречающаяся среди породы вороная масть досталась от этих же предков. Как один из родоначальников породы бельгийский тяжеловоз дал шайрам то самое мощное телосложение, из-за которого «великий конь» выглядит таким гладким и упитанным. Но по сравнению с брабансонами, ноги шайров немного длиннее и мощнее.
Полученная в наследство от фризских тяжеловозов жесткая оброслость на ногах в настоящее время почти полностью сменилась шелковистыми прядями, свисающими до самой земли. Это создает необыкновенно декоративный эффект, когда «жирный конь» переходит на галоп, хотя изначальная роль этих украшений была совсем иной: заводчики заметили, что мокрец (болезнь кожи на ногах лошади) появляется гораздо реже у тех особей, которые имеют мягкие фризы.
Для достижения нынешнего вида старинных шайров скрещивали с шотландскими тяжеловозами уже во время возрождения породы. При этом самая большая порода унаследовала не только длину и шелковистость волос, но и часто встречающиеся белые отметины в нижних частях ног и гораздо большую подвижность.
«Жирный конь» в своем современном облике — это одновременно мощная и грациозная порода с высокими декоративными качествами. В последнее время в моду входит вороная или гнедая масть с белыми чулками от скакательных и запястных суставов до самых копыт и отметиной на лбу. Парадные упряжки с четверкой шайров одинаковой масти — незабываемое впечатление.